Президент России Владимир Путин выдвинул на пост генпрокурора России своего полномочного представителя в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) Александра Гуцана — об этом в своем Telegram-канале сообщил председатель конституционного комитета Совета Федерации Андрей Клишас. 23 сентября в Совфеде пройдет предварительное обсуждение представленной кандидатуры и подготовка заключения. Консультации планируют провести на 596-м заседании Совфеда 24 сентября, отметил Клишас. Подробности о том, что известно о будущем генпрокуроре России, и что назначение Александра Гуцана означает для правоохранительной системы страны, выяснял корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин.
Александр Гуцан — полпред президента России в СЗФО, действительный государственный советник юстиции I класса (генерал-полковник), действительный государственный советник РФ I класса (генерал-полковник), заслуженный юрист РФ. Награжден орденами Почета и Дружбы. Имеет благодарности президента РФ и правительства РФ.
Ветеран органов прокуратуры, прослуживший в надзорном ведомстве более 30 лет. Прошел путь от стажера до заместителя генпрокурора России.
Александр Гуцан родился 6 июля 1960 года в поселке Сиверская Гатчинского района Ленинградской области, где окончил школу и в 16 лет поступил на Ленинградский электротехнический завод Министерства путей сообщения СССР. Там он получил профессию слесаря-инструментальщика и оттуда же в 1978 году был призван на флот.
После демобилизации в 1981 году по направлению командования Гуцан поступил на подготовительное отделение юрфака Ленинградского государственного университета. В 1982 году он был зачислен на первый курс и окончил юрфак в 1987 году.
Однокурсниками Гуцана также были Константин Чуйченко (ныне глава Минюста России) и Николай Винниченко (замгенпрокурора РФ). По распределению Гуцан попал в прокуратуру Ленинграда, где два года прослужил в отделе по надзору за рассмотрением в судах уголовных дел, который, по сути, контролировал работу как судей, так и адвокатов.
Два года спустя, в 1989 году, Александр Гуцан был назначен помощником прокурора по надзору за следствием в органах государственной безопасности, а с 1992 года в связи с реформой был переведен в соответствующий отдел, который и возглавил в 1995 году.
В 2000 году, после создания главных управлений Генпрокуратуры по федеральным округам, он стал помощником по особым поручениям Владимира Зубрина, заместителя генпрокурора в СЗФО.
В 2004 году Зубрина сняли с должности из-за конфликта с полпредом президента Ильей Клебановым и перевели в Москву руководителем следственного департамента Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Следом за ним в январе 2005 года из органов прокуратуры ушел и Гуцан. Он перевелся в Москву заместителем директора Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Николая Винниченко.
В 2007 году Гуцан вернулся в Генпрокуратуру, став заместителем назначенного в июне 2006 года Юрия Чайки, и служил в надзорном ведомстве до февраля 2018 года. В ноябре того же 2018 года Гуцан стал полпредом президента России в СЗФО, сменив на этом посту Александра Беглова.
Очередное возвращение Александра Гуцана в родную прокуратуру, где он прослужил 30 лет, сотрудники (особенно старые) восприняли с огромным удовлетворением. «Он всегда был внимателен к коллегам и заступался за них в самых сложных случаях», — говорят работавшие при нем юристы.
По представлению Гуцана в 2016 году было прекращено уголовное дело в отношении владельца аэропорта «Домодедово» Дмитрия Каменщика и других топ-менеджеров. Причем в представлении на имя Александра Бастрыкина Гуцан требовал исключить нарушения законности в следствии — как по делу «Домодедово», так и по другим делам.
Он является одним из немногих, кто постоянно и принципиально контролировал соблюдение законности в следственных органах, чем не раз вызывал недовольство председателя СКР.
Гуцан был и остается осторожен в действиях, никогда не спешит, но от выбранной линии не отступает. В нынешней ситуации в Генпрокуратуре ему будет сложно — но по деловым качествам он соответствует должности генпрокурора и является одним из немногих, кто ее полностью достоин.
Еще со времен службы в ФССП Александр Гуцан известен как последовательный противник коллекторских агентств и считает, что взыскание долгов возможно только государственными органами. А государственно-частное партнерство должно быть строго отрегулировано законами, а также прозрачно и понятно всем россиянам.
Александр Гуцан запомнился также своим особым пристрастием к общению с гражданами. Он часто повторял: «Проблемы не в том, что законы исполняются плохо, а в том, что никто из чиновников не пытается объяснить народу, почему совершает те или иные поступки».
Гораздо менее известен его опыт в оперативно-розыскной деятельности. Надзирая за органами государственной безопасности Санкт-Петербурга, он сумел добиться их вовлечения в настоящую борьбу с коррупцией, причем в строгом соответствии с действующим тогда законодательством, и более того — сделать эту работу системной.
Именно в период работы Гуцана органы государственной безопасности стали успешно разрабатывать и оргпреступные сообщества, и коррупционные связи. Многие считают, что первый арест лидера Тамбовской ОПГ Владимира Барсукова (Кумарина) был бы невозможен без действий Гуцана: он лично курировал разработку «ночного губернатора» Санкт-Петербурга.
При его активном, но малозаметном участии удалось добиться слаженной работы милиции и ФСБ. В самой Генпрокуратуре те сотрудники, что помнят Гуцана, воодушевлены его возвращением и надеются на возрождение лучших традиций, а также чистку рядов от тех, кто ничем не способен себя проявить.